Творчество как стимулятор хорошего настроения

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, о чем вы думаете, когда идёте или едете на работу? Если не ловили, то, скорее всего, скажете: ни о чем.

А вот и не так. Ни о чем не думать нельзя, вы непрерывно о чем-нибудь да думаете, но ваши мысли скачут, как горный козел по кручам, ни на чем особенно не задерживаясь. Но если бы их в этот момент можно было записать, а потом снова прокрутить, как видеофильм, то оказалось бы, что, во-первых, то, о чём вы думаете, по большому счету и мыслями-то не назовешь — так, мыслишки, словесная шелуха, а во-вторых, толку от них никакого – не только настроения не создают, но еще и могут его испортить.

Ну и что из этого следует, скажете вы? А ничего. Ни хорошего, ни плохого. Просто вы пришли на работу или вернулись домой, и мысли, что мельтешили в голове, растворились, не оставив следа.  Это в лучшем случае. А в более пессимистическом варианте, особенно, если они были не слишком приятными (например, недовольство выполняемой работой, осточертевший насморк, размолвка с женой и тому подобные бытовые неурядицы), то вы еще и останетесь на долгое время в дурном расположении духа.

Но, как известно, против лома нет приема, если нет другого лома. Таким другим ломом или приёмом, в психологическом значении этого слова, является принцип замещения. Всё очень просто: необходимо заместить негативные чувства на положительные, мысли о нехорошем на мысли о хорошем и т. д. Одним словом, не усугублять дурное расположение духа, а стараться избавиться от него. И сделать это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Нужно только искренне захотеть. То есть не ждать помощи извне, а действовать инициативно, насильственно заместив одни мысли другими.

Прекрасный совет, скажете вы, только откуда они возьмутся эти самые мысли? Не вспоминать же старые анекдоты, придуманные еще до исторического материализма. Абсолютно справедливо. Чтобы произвести ротацию собственных мыслей, требуется нечто более весомое, нечто такое, что поглотило бы вас целиком и полностью, став той самой доминантой, которая и определяла бы дальнейший ход мыслей. Такова жизнь: если на одно место претендуют двое, то побеждает сильнейший. Или наглейший.

Теперь допустим, что я на некоторое время усыпил вашу подозрительность, и вы со мной согласились. Но откуда возьмется эта самая пресловутая доминанта? Не валяется  же она под ногами. Вы будете смеяться, но то-то и оно, что если и не валяется под ногами, то уж совершенно точно незримо витает в воздухе. Всё-таки мы рассуждаем о духовном. Почти божественном. А оно разлито, растворено в природе, то есть со всех сторон окружает нас.

И ту позвольте задать вам один вопрос. Вы когда-нибудь в зрелом возрасте (если вы, конечно, не профессиональный литератор, который только тем и занимается, что делает нечто из ничего), пробовали сочинять какие-нибудь веселенькие стишки, рассказики или придумывать, например, афоризмы?

Даю голову на отсечение, что девяносто девять и девять десятых процента опрошенных скажет: в детстве что-то такое было, а вот во взрослом состоянии, разумеется, нет. Потому что для литературного творчества необходимы соответствующие способности. А мы люди простые, бесхитростные, можно сказать, сермяжные. Куда уж нам до высоких материй!

А вот в этом месте позвольте с вами не согласиться.

Прежде всего, откуда такая уверенность, что у вас нет литературных способностей, если вы даже не пробовали? Чтобы доказать самому себе, что вы не умеете рисовать, надо по крайней мере испортить хотя бы десяток листов чистой бумаги. В равной степени это относится и к литературному творчеству. Чем черт не шутит: а может, в вас дремлет талант Булгакова или авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка».

Нет-нет, я не призываю вас немедленно браться за написание «Войны и мира». Его не только написать, даже перечесть, а тем более переписать, – и то каторжный труд. А вот малые литературные формы тем и хороши, что ими можно заниматься на ходу, в дороге. Шарики-ролики в голове всё равно крутятся, вертятся. У меня иногда за какие-нибудь пятнадцать минут рождалось не одно, а даже два более или менее удачных четверостишия. Правда, иногда и одного не получалось. Так я и застревал не первой строке. Ну и что? Всё равно время не было потрачено зря.

И, наконец, давайте условимся, что смысл наших умственных упражнений заключается  вовсе не в том, чтобы во что бы то ни стало сотворить шедевр, а в том, чтобы заместить бесполезные, а то и просто неприятные, мысли чем-то творческим и приятным (а творчество, заявляю авторитетно, не может не доставлять удовольствия). Что же касается нетленок и шедевров, то они со временем появятся как бы сами собой, как свидетельство того, что в вас дремали недюжинные литературные способности, о которых вы до поры до времени просто не подозревали. Потому что живую игру мысли нельзя не почувствовать, а почувствовав, не испытать восторга первооткрывателя. Кстати, к слову, талантами и гениями себя воспринимают главным образом две категории людей: действительно одаренные и круглые нули. Просто первые в силу воспитания и внутренней культуры предпочитают не заниматься самовосхвалением, а вторые поступают прямо противоположным образом.

Итак, подведем промежуточный итог.

Во-первых, мы согласились с тем, что от любых навязчивых мыслей можно избавиться, если заместить их другими мыслями и эмоциями. И лучше всего для этой цели подходит процесс творчества.

Во-вторых, мы с вами приступаем к творческому процессу не для того, чтобы создавать шедевры, а чтобы получать удовольствие от самого процесса. Помните знаменитое бернштейновское «движение – всё, цель – ничто»? При всей сомнительности подобного утверждения, в случае его абсолютизации, рациональное зерно в нём безусловно присутствует. Если бы его не было, то как объяснить, зачем, например, люди лезут в горы или совершают в одиночку кругосветные путешествия  на велосипеде, яхте или даже пешком? С точки зрения здравого смысла – абсолютно бессмысленное занятие. Но в том-то и парадокс, что здравый смысл далеко не всегда такой уж добрый советчик. А вы разве не замечали иногда, что процесс (неважно какой) оказывался важнее результата? Не замечали? А я замечал! И не раз. Особенно когда вступал в чертоги творческого поиска. Отсюда и мой призыв: творите! Творите искусство ради искусства! Выдумывайте, сочиняйте, рифмуйте, изгаляйтесь над словом и фразой в своих фантазиях с увлечением ребенка, который пытается разобраться во внутренностях музыкальной шкатулки.

В-третьих, мы положили в основу нашего творчества малые формы как наиболее полно соответствующие нашей цели и нашим возможностям, поскольку писать на ходу романы еще не удавалось даже всемирно признанным классикам. А вот поднапрягшись сочинить за двадцать-тридцать минут  афоризм или остроумное четверостишие – под силу, уверен, многим. Лишь бы под рукой всегда была записная книжка в комплекте с шариковой ручкой. Это очень существенное обстоятельство. Дружеский совет: не пытайтесь удержать готовую вещь в голове, скорее всего, из этого ничего не получится. Самый плохой огрызок карандаша лучше самой хорошей памяти.

В-четвёртых, сочинительство — это прекрасная гимнастика ума и возможность выявить свои творческие способности.

И, наконец, в-пятых, время – это то, что не купишь ни за какие коврижки, в отличии, например, от здоровья, хотя известная пословица и утверждает прямо противоположное. Здоровье можно не только купить, но даже продать. Просто плата за него будет намного выше, чем за килограмм колбасы или домашний кинотеатр. А вот время действительно не купишь. Вот почему его использование в творческих целях, как никакое другое занятие, позволяет каждый день превращать серые будни в праздники.

Итак, с чего мы начнём?

Для разминки позвольте предложить вам небольшое шутливое упражнение. Как-то мне в голову пришли следующие незамысловатые строки:

Я, дебил,
Тебя любил.
Ты ж дебила
Не любила.

 

Отдаю их вам на растерзание. Задание: сочинить еще два или три аналогичных четверостишия, в которых бы фигурировали слова «дебил» и «любил» в любых словосочетаниях. Всё остальное — плод вашей фантазии. Заверяю вас, придумать ещё два-три варианта совсем несложно. По крайней мере, у меня они есть. Появятся они и у вас. Отсылать на сайт разные варианты не стоит. Ведь это всего лишь проба пера. Главное – получить удовольствие от процесса. Итак, думайте! Выделите на это ровно столько времени, сколько уходит на дорогу от дома до работы или обратно. Если же вы решили не ждать и уже по ходу чтения статьи стали придумывать  свой вариант, то это означает, что, во-первых, идея вас заинтересовала, а во-вторых, у вас на лице заиграла улыбка. Я прав? Надеюсь, что прав. Ведь процесс творчества всегда сопровождают положительные эмоции.

 

*          *          *

А теперь переведем наш разговор в более практическое русло. Предположим, что кое-кого из вас я заинтриговал, и вы решили хотя бы на время отвлечься от серых будней и бескорыстно отдаться чистому искусству. Обязательно бескорыстно. Творчество, особенно на начальном этапе, должно быть лишено любых меркантильных интересов. Иначе ничего хорошего не получится. Мои юношеские попытки поскорее начать получать гонорары закончились блестящим провалом. Поэтому наш  девиз – искусство ради искусства и никаких рублей. Деньги придут потом. Если придут вообще. Потому что сегодня за стихи платят до смешного мало. Когда вы получите за литературное творчество свой первый гонорар, вы очень громко рассмеётесь. Поэтому занятие поэзией в наше время – счастливый удел бессребреников.

Но вернемся к практическим советам, точнее, к вопросу – с чего начать? Действительно, с чего? Как рождаются идеи и темы, из которых потом  получается произведение? Вопрос, на который довольно трудно ответить однозначно. Полагаю, что сколько авторов, столько и творческих лабораторий. Иногда мне в голову вдруг приходит какая-нибудь строчка, на вид совершенно обыкновенная, без всякого намёка на юмор. Ну например, «Мне изобилие претит» Смешно? Ничуть! Претит – ну и пусть претит. А дальше что? А дальше ты начинаешь рассуждать, куда бы её приткнуть, точнее – что к ней ещё такое придумать, чтобы получился юмористический «шедевр»? И начинаются муки творчества. Кому может принадлежать такая фраза? По некотором рассуждении приходишь к выводу, что: скорее всего какому-то человеку, которого мутит от неожиданного появившегося в магазинах изобилия продуктов и товаров, особенно когда их не на что купить. Вот вам и идея. А дальше надо найти ход, чтобы идея обрела плоть и кровь. И вы начинаете, что называется, фантазировать, придумывая слова и рифмы, связывая первую строку с третьей, а вторую с четвертой, выкристаллизовывая мысль, рифмуя  концовки. И при этом не забывая о необходимости сделать последнюю строку более или менее ударной. Тут, конечно, не обойтись без того, что называется «озарением». И вы идёте и думаете, едете и думаете, стоите и думаете… И вот оно – родилось! Ну пусть не совсем шедевр, но что-то шедевральное. Чуть ниже предоставляю вам возможность оценить, что получилось у меня по некотором размышлении. Причем, заверяю вас, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Возможно, у вас получилось бы значительно интереснее, приди эта строчка вам первому в голову. Но что вышло, то вышло.

 

Мне изобилие претит,
Я с прежней жизнью не расстанусь.
Когда вернется дефицит,
То все умрут, а я останусь.

 

Это очевидный намёк на советский период пустых магазинных полок, о которых современная молодёжь знает лишь понаслышке, а некоторые, возможно, даже считают, что мы просто очерняем советскую власть. Но это уже вопрос идеологии.

Или, предположим, вам пришла в голову следующая строчка: «Мои мечты как на ладони»…

Что с ней делать дальше. А не знаю. Делайте, что хотите. Можете развернуть в любую сторону: допустим, использовать для осмеяния наших политиков или для доброй или недоброй насмешки над нашим президентом (очень популярная тема), или для какой-нибудь идеи о превратностях судьбы и так далее и тому подобное. Тем великое множество.

Я, например, решил использовать эту строчку для безобидной эпиграммы на известную  эстрадную артистку Клару Новикову. (Кстати, она об этом до сих пор даже не подозревает.) И вот что у меня получилось.

 

Мои мечты как на ладони,
От них грущу и хохочу:
При всей приязни к тёте Соне
Я больше с Кларою хочу.

 

Как вы полагаете, сколько мне потребовалось времени, чтобы довести до ума эту идею? Пять минут? Десять? Час? Я так скажу: это когда стихотворение написано, кажется, что его сочинить — раз плюнуть. На самом деле никогда заранее не знаешь, сколько потребуется времени, чтобы довести стих до ума. Иногда действительно пять минут, а иногда мучаешься несколько дней (естественно, в свободное от работы время). Но в итоге всё-таки дожимаешь. А нам с вами только того и надо. Ваш ум занят творческой деятельностью, вы думаете, шевелите мозгами, перебираете варианты, мучаетесь, радуетесь находкам, подбираете подходящие рифмы, ищете остроумную концовку. Чтобы она хлестнула, как удар бичом. И вот он — результат! Апогей восторга! Всплеск эмоций! Радость первооткрывателя! Как же можно утверждать после этого, что процесс – всё, а результат – ничто. Понимаю, что противоречу самому себе, а не сказать не могу. Коварная штука – эта самая диалектика!

Теперь, в порядке лирического отступления, позвольте немного пофантазировать. За вас. Представим себе, что вы успели прочитать эту статью только до стихотворения о Кларе Новиковой и решили немедленно проверить мои рекомендации на практике, тем более что пора было идти на работу. Вы вышли на улицу и немедленно включились в творческий процесс. Обратили ли вы при этом внимание на погоду, ну если только не хлестал противный косой дождь или в лоб не дул ледяной ветер? Смею предположить, что, скорее всего, не обратили. Это тот самый случай, когда с наибольшей очевидностью подтверждается истина, что у природы нет плохой погоды. И не только на погоду вы не обратили внимания, но и на стройную женскую фигуру (если, конечно, вы мужчина),  и на толчею в вагоне метро, и многое, многое другое, на что непременно обращали внимание в другие времена. Да и стоит ли отрываться по таким мелочам, когда душа напоена восторгом творчества? Ахтунг! Ахтунг! Ту вас подстерегает одна опасность, главным образом на пути из грек в варяги, то бишь по возвращении с работы домой: это когда вы, войдя в квартиру и ослепив жену лучезарной улыбкой, рискуете нарваться на жёсткий вопрос: «Ты где гулял?» Хотя, возможно, вы, напротив, женщина, и это муж встречает вас аналогичным вопросом. Но всё, что выходит за рамки избранной темы, уже не мои проблемы.

Поэтому продолжим разговор о лаборатории творчества. Не исключено, что на первых порах вас будут мучить не радости, а кошмары творчества, потому что вы вскоре обнаружите, что не так-то просто сочинить даже одно юмористическое четверостишие, имеющее все признаки такового. И идея какая-то недозрелая, и рифма не вытанцовывается, особенно между второй и четвертой строками, и концовка не слишком ударная. Ну не получается она хлесткой и неожиданной, хоть стреляйся. Нет, только не это! Стреляться ни в коем случае не следует. И вот почему. Во-первых, с первого раза ни у кого, включая, естественно, и вашего покорного слугу, ничего пристойного не получалось. Всякому овощу свой фрукт. Во-вторых, стреляться негигиенично. Вы этим никому не доставите удовольствие? А если знаете кому, то уж тем более не доставляйте. В-третьих, — и это самое главное, — мы сочиняем не ради куска хлеба и вящей славы, а токмо ради собственного удовольствия и желания повысить свой жизненный тонус и осмысленность бытия. А это уже совсем другой коленкор!

И всё-таки для того, чтобы облегчить вам процесс вхождения в высокую литературу, я хочу предложить вашему вниманию один вспомогательный приём, который позволит, потеряв в расстоянии, т.е. во времени, лучше подготовиться к сочинению собственных виршей.

Что я имею в виду?

Есть у меня довольно приличная подборка стихов под условным названием «От известного к бедламу». Откуда взялось такое название? Дело в том, что во всех стихах этой серии я использую единый принцип: беру какую-нибудь  строчку из популярной песни, известного стихотворения, пословицы, поговорки, даже прозаического произведения и приделываю к ней, так сказать, ноги, то есть остальные строки придумываю уже сам. И получается нечто весьма своеобразное, не имеющее никакого отношения к первоисточнику, не считая первой строки. Вот, например, четверостишие, в котором  в качестве застрельной строки я использовал знаменитое гамлетовское «Быть или не быть?» И вот какое безобразие может получиться, если эта строка попадает в руки автора-сатирика.

 

«Быть или не быть? Вот в чем вопрос…»
Взять конкретно: на бульваре летом
Вас, простите, прохватил понос…
Нет вопроса: быть ли туалетам.

 

Или вот другое стихотворение, основанное на том же принципе.

 

«Расцветали яблони и груши.»
К уговорам тянется душа.
Там, где есть лапша, должны быть уши.
Только надо вешать не спеша.

 

Простота данного приёма очевидна. Главное — не надо мучиться над придумыванием первой строки. Их тысячи. Всё зависит только от вашей эрудиции. Остаются сущие пустяки: придумать три недостающие строчки. И шедевр готов. Однако для этого вам придется ещё немало попотеть и поднапрячь свою творческую фантазию. Но это уже чистой воды удовольствие. Так ведь мы к этому как раз и стремились. Одним словом, как говорили древние: «Quod erat demonstandum. («Что и требовалось доказать».)

 

*          *          *

Полагаю, я достаточно подробно посвятил вас в лабораторию творчества. Поэтому перехожу к третьей, завершающей части статьи – к домашнему заданию.

В чём оно будет заключаться? Поскольку с первых шагов сочинить от начала и до конца даже одно юмористическое стихотворение, соответствующее вышеуказанным критериям, задача довольно сложная, я хочу предложить вам на выбор несколько первых строчек из уже написанных мною стихотворений, а вы, выбрав на свой вкус любую из них, допишете три недостающих. Это немного напоминает приём, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в том, что первые строчки в данном случае отобраны лично мной. Хотя, честно говоря, ничего в них особенного нет, и только ваша творческая фантазия способна превратить их в небольшое литературное произведение. В конце концов, мир не так уж плох, и смотреть на него иногда сквозь розовые очки – не значит видеть черное в розовом свете, а лишь не позволять черному цвету поглощать все остальные. Порой мы даже не представляем себе, насколько наше настроение зависит не от окружающего нас мира (хотя и такое случается), а от нашего отношения к нему. А умение поднять самому себе настроение не благодаря, а вопреки, – и есть наша конечная цель.

Итак, предлагаю на выбор несколько совершенно нейтральных первых строк из уже написанных мною и даже опубликованных в разное время четверостиший. Стало быть, я свою часть пути уже прошёл, а вот вам ещё только предстоит его пройти. И что получится, одному богу известно, но я верю, что получится что-то очень интересное. А что именно – мы посмотрим спустя некоторое время.  Итак, выбирайте.

  1. Когда захочешь зло сорвать…
  2. Я не завидовал верблюдам…
  3. Если требует жертв красота…
  4. Я помню море, шум прибоя…
  5. Одна бутылка крепкого вина…

 

Думаю, этих строк достаточно, для того, чтобы стимулировать ваше творчество на начальном этапе. Выбирайте любую и творите, творите! Творите по дороге на работу и по дороге домой, на пути в магазин и из магазина, вместо просмотра очередного телевизионного блокбастера и во время его просмотра – одним словом, в любое удобное для вас время. И неважно, что кто-то так и не сложит ни одной строки, кто-то сочинит всего одно четверостишие, кто-то целых два, а кого-то хватит на все пять, а то и восемь (последние три уже целиком собственного сочинения). Важнее то, что ваше свободное время пошло на пользу вашему настроению.

И, наконец, последнее. Все мысли и рекомендации, которые я проиллюстрировал выше, в равной степени относятся к сочинению  афоризмов, коротких рассказов, анекдотов и даже произведений большего объёма. Но это уж у кого как получится.

Итак, удачи вам и попутного ветра!

Leave a Comment

Обратная связь

 

Введите имя

Введите E-mail

Введите сообщение

×